Как улучшить когнитивные способности детей.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно усвоить, причем усвоение должно быть не механическим, а осмысленным. К семи годам дети должны достигнуть необходимой нервно-психической и речевой зрелости. Познавательные способности, являясь частью интеллекта, помогают усваивать учебный материал. Ведь основная задача общеобразовательной школы- дать необходимую систему знаний, чтобы научить учиться. Однако не все дети идут в первый класс подготовленными к обучению, в том числе и в психологическом плане.
По данным министерства здравоохранения, сегодня 40% детей в возрасте семи лет имеют задержку речевого и психического развития (ЗРР и ЗПР). Это такие нарушения темпа нормального психического развития, когда отдельные психические функции (внимание, память, мышление, воля, эмоции) отстают в развитии от имеющихся психологических норм для данного возраста.
Среди важных симптомов, на основании которых ставится диагноз ЗПР,- нарушение развития когнитивных процессов. Когнитивные способности мозга – это способности понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать информацию. Отправляя своего ребенка в первый класс, многие родители считают, что если он умеет читать, считать, то это уже полная гарантия успешной учебы. Самое главное – познавательные способности и психологическая зрелость! У ребенка должны быть в норме все психические функции: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, а также развитие речи. Если говорить о такой психической функции, как внимание, то оно бывает непроизвольным, произвольным, послепроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Запоминается то, что ярко, эмоционально или необычно. Поэтому-то и запоминают дети стихи и песенки из рекламы и мультиков. Это непроизвольная память. И родители в недоумении: «Длинную песню из мультика запомнил, а стихотворение из четырех строк не может осилить!» При заучивании стихов необходимы произвольная память и произвольное внимание, которое требует от ребенка волевых усилий. Ведь потом и в школе нужно делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Произвольное внимание и произвольная память формируются в норме к семи годам. Если они не сформированы, у ребенка возникают различные проблемы и трудности в обучении и поведении. Если в процессе обучения возникает интерес, увлеченность, вдохновение (а это все снимает волевое напряжение), тогда речь идет о третьем виде внимания – послепроизвольном, при котором процессы возбуждения уравновешиваются процессами торможения. Не менее важны при обучении и свойства внимания: положительными свойствами внимания являются: сосредоточение, устойчивость, переключение, распределение. Отрицательные свойства внимания : невнимательность, рассеянность, отвлекаемость. Объем внимания – количество объектов, которые ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени. Устойчивость внимания — способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Распределение внимания – умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания – сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Нарушение внимания может быть связано с дисфункцией вегетососудистой регуляции, с синдромом церебральной астении, при которой у ребенка присутствует повышенная утомляемость, а по мере утомляемости нарастает либо импульсивность, либо медлительность, ухудшается концентрация внимания. Это может проявляться в немотивированных расстройствах настроения, капризности, слезливости, вялости, сонливости или двигательной расторможенности и болтливости. Нарушение внимания ведет к ухудшению почерка, повышенной чувствительности к шуму, духоте, яркому свету, приводит к головным болям. Для успешной учебы необходимо развивать произвольное внимание путем занятий и тренировок. Среди всех особенностей детей с ЗПР особое место занимают недостаточно сформированные память и мышление. Недостаточная сформированность данных процессов является главной причиной трудностей в школьном обучении. У таких детей снижена как долговременная, так и кратковременная память, не развито произвольное и непроизвольное запоминание. Им достаточно трудно держать в уме содержание текстов, таблиц, схем.
Зрительная память лучше, чем слуховая, поэтому, соответственно, иллюстративный материал усваивается лучше, чем вербальный. Процесс мышления представляет собой деятельность, связанную с решением той или иной задачи, проблемы. Это способность абстрагировать, обобщать, принимать помощь любого вида, осуществлять перенос умений в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания, уровень развития восприятия и представления об окружающем мире, уровень сформированности механизмов произвольности, уровень развития речи и т.п. Когда у ребенка снижен уровень когнитивных функций, то это означает, что и уровень произвольного внимания низок и недостаточно развиты процессы мышления. Повысить когнитивные способности маленького человека можно посредством ежедневной тренировки и обучения. Но обилие эффективных методик по развитию когнитивных функций все-таки в полной мере не решает эту проблему. Если сочетать целенаправленное обучение с систематическим приемом биологически активных комплексов «Артлайф», то, опираясь на потенциальные возможности ребенка, можно повысить когнитивные способности. В этом могут помочь следующие препараты: « Лецитин», « Мемори Райс», «Нейростронг», «Нейростабил», «Кальцимакс», «Олеопрен Нейро», «Дискавери Отличник».
« Лецитин» необходимо принимать весь учебный год с сентября по май. Схема приема: дошкольникам 4-5 лет по одной чайной ложке, младшим школьникам- по столовой ложке утром. Это активатор мыслительной деятельности. Он незаменим для умственного и эмоционального развития, для улучшения памяти и внимания.
« Нейростронг» необходим для нормализации мозгового кровообращения, снижения утомляемости, повышения работоспособности. Схема приема: дошкольникам 4-6 лет и младшим школьникам 7-9 лет по одной таблетке утром в течение трех месяцев (весной и осенью).
«Мемори Райс» улучшает память и повышает концентрацию внимания, помогает справляться с повышенными умственными нагрузками. Схема приема: по одной таблетке утром три месяца подряд, весной и осенью.
«Нейростабил» помогает гиперактивным детям уравновешивать процессы возбуждения и торможения, устраняет психоэмоциональное возбуждение, обладает мягким успокаивающим действием. Схема приема: дошкольникам с 4 до 6 лет и младшим школьникам по одной таблетке утром и перед сном в течение всего учебного года.
«Кальцимакс» помогаетукреплять мелкие мышцы пишущей руки как дошкольникам, так и школьникам. Употреблять его нужно постоянно с 4 до 15 лет по одной капсуле на ночь. Если ребенок занимается спортом, дозировку увеличивают до двух капсул.
«Олеопрен Нейро» улучшает память и концентрацию внимания, активизирует деятельность головного мозга, повышает устойчивость к стрессам. Принимается с 5 лет по одной капсуле через день, с 7 лет – ежедневно, курсами по три месяца два раза в год.
«Дискавери отличник» нужно принимать с 7 лет по одной таблетке в течение всего учебного года.
С помощью продукции компании «Артлайф» можно не только повысить когнитивные способности ребенка, восполнив пробелы предшествующего развития, но и повысить иммунитет, помочь детям успешно справляться со всеми учебными нагрузками.
Оставить комментарий